Грибы
Братца звали Иван, а сестрицу — Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет — и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да — шлеп…
В лес бы уйти, там хоть на голове ходи — никто слова не скажет…
Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.
К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.
— Поесть бы, — захныкала Косичка.
Иван начал живот чесать — догадываться.
— Мы гриб найдем и съедим, — сказал Иван. — Пойдем, не хнычь.
Нашли они под дубом боровика и только сорвать его нацелились. Косичка зашептала:
— А может, грибу больно, если его есть?
Иван стал думать. И спрашивает:
— Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?
Отвечает боровик хрипучим голосом:
— Больно.
Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:
— А тебе, подберезовик, если тебя есть, больно?
— Ужасно больно, – отвечает подберезовик.
Спросили Иван да Косичка под осиной подосинника, под сосной — белого, на лугу — рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленника, лисичку и сыроежку.
— Больно, больно, — пищат грибы.
А груздь мокрый даже губами зашлепал:
— Што вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…
— Ну, — говорит Иван, — у меня живот подвело.
А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан — плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:
— Миленький гриб, можно тебя съесть?
— Можно, детки, можно, с удовольствием, — приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.
Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, — вдруг откуда ни возьмись налетают грибы: боровик и подберезовик, подосинник и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленник, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить — колошматить:
— Ах ты, яд, Мухомор, чтобы тебе лопнуть, ребятишек травить удумал…
С Мухомора только мука летит.
— Посмеяться я хотел, — вопит Мухомор…
— Мы тебе посмеемся! — кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место — лопнул.
И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда…
— Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, — сказали грибы.
И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот — и проглотились.
Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.
А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой.
Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:
— Ешь, барабанщик!
Однажды учитель Енот наказал ученикам лесной школы принести на урок грибы.
Зверята обрадовались: какое легкое домашнее задание приготовил учитель Енот!
На следующий день ученики лесной школы пришли в школу с грибами.
- Каждый лесной житель должен хорошо разбираться в грибах, - начал урок учитель. – Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.
Первым отвечать вышел Медвежонок. Он показал учителю Еноту гриб и сказал:
- Мой гриб самый сильный. У него коричневая шляпка и крепкая ножка. Я его нашел под елкой.
Учитель Енот похвалил Медвежонка:
- Хороший ты гриб нашел. Называется - боровик, потому что чаще всего растет в лесном бору.
- А мой – самый стройный. Я его нашел под березой, - похвастался Ежик, показывая гриб с красноватой шляпкой на высокой тонкой ножке.
- Поэтому и зовут его подберезовиком, - сказал учитель.
К доске вышел Волчонок:
- Мои грибы – самые дружные. Я на пеньке нашел целую семейку грибов.
Он показал маленькие грибки с гладкой коричневой шляпкой и беленькой юбочкой на тонкой ножке.
- Это – опята. Они растут на пнях и валёжных деревьях, - пояснил учитель.
- А мой гриб – самый веселый, - Лисичка достала из портфеля ярко-оранжевый гриб с волнистой шляпкой. – Смотрите, какого он яркого цвета. Как солнышко. Мне он очень нравится.
Учитель Енот улыбнулся:
- Я знал, что тебе он больше всех понравится. Ведь эти грибы и зовут, как тебя – лисички.
Но тут пришла пора показывать свой гриб маленькому Зайчонку. Он гордо вышел к столу учителя и громко сказал:
- Мой гриб – самый красивый.
В руках Зайчонок держал гриб с ярко-красной шляпкой, с рассыпанными по ней белыми кружочками.
- А ну-ка, Зайчонок, выброси быстрее свой гриб и помой руки. Ты нашел ядовитый гриб – мухомор. Запомните, дети, его даже трогать нельзя, - строго проговорил учитель.
Маленький Зайчонок заплакал:
- Он мне показался таким красивым.
Учитель Енот погладил Зайчонка по головке:
- Красивое – не всегда самое лучшее. Запомните, зверята, нельзя судить по внешней красоте. За красивым внешним видом иногда скрываются опасные для жизни вещи. Если вы о чем-то не знаете, в чем-то неуверенны, лучше спросите об этом у взрослых. И тогда, никакой беды не случится. Вам все понятно?
Ученики дружно закивали.
Один Зайчонок стоял, опустив голову. Учитель Енот погладил его по ушастой голове:
- Не расстраивайся, малыш. Зато теперь ты будешь знать, что мухоморы ни в коем случае нельзя собирать.
Зверята обрадовались: какое легкое домашнее задание приготовил учитель Енот!
На следующий день ученики лесной школы пришли в школу с грибами.
- Каждый лесной житель должен хорошо разбираться в грибах, - начал урок учитель. – Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.
Первым отвечать вышел Медвежонок. Он показал учителю Еноту гриб и сказал:
- Мой гриб самый сильный. У него коричневая шляпка и крепкая ножка. Я его нашел под елкой.
Учитель Енот похвалил Медвежонка:
- Хороший ты гриб нашел. Называется - боровик, потому что чаще всего растет в лесном бору.
- А мой – самый стройный. Я его нашел под березой, - похвастался Ежик, показывая гриб с красноватой шляпкой на высокой тонкой ножке.
- Поэтому и зовут его подберезовиком, - сказал учитель.
К доске вышел Волчонок:
- Мои грибы – самые дружные. Я на пеньке нашел целую семейку грибов.
Он показал маленькие грибки с гладкой коричневой шляпкой и беленькой юбочкой на тонкой ножке.
- Это – опята. Они растут на пнях и валёжных деревьях, - пояснил учитель.
- А мой гриб – самый веселый, - Лисичка достала из портфеля ярко-оранжевый гриб с волнистой шляпкой. – Смотрите, какого он яркого цвета. Как солнышко. Мне он очень нравится.
Учитель Енот улыбнулся:
- Я знал, что тебе он больше всех понравится. Ведь эти грибы и зовут, как тебя – лисички.
Но тут пришла пора показывать свой гриб маленькому Зайчонку. Он гордо вышел к столу учителя и громко сказал:
- Мой гриб – самый красивый.
В руках Зайчонок держал гриб с ярко-красной шляпкой, с рассыпанными по ней белыми кружочками.
- А ну-ка, Зайчонок, выброси быстрее свой гриб и помой руки. Ты нашел ядовитый гриб – мухомор. Запомните, дети, его даже трогать нельзя, - строго проговорил учитель.
Маленький Зайчонок заплакал:
- Он мне показался таким красивым.
Учитель Енот погладил Зайчонка по головке:
- Красивое – не всегда самое лучшее. Запомните, зверята, нельзя судить по внешней красоте. За красивым внешним видом иногда скрываются опасные для жизни вещи. Если вы о чем-то не знаете, в чем-то неуверенны, лучше спросите об этом у взрослых. И тогда, никакой беды не случится. Вам все понятно?
Ученики дружно закивали.
Один Зайчонок стоял, опустив голову. Учитель Енот погладил его по ушастой голове:
- Не расстраивайся, малыш. Зато теперь ты будешь знать, что мухоморы ни в коем случае нельзя собирать.
Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну.
Отказались белянки:
- Мы грибовые дворянки, не идем на войну.
- Приходите рыжики', ко мне на войну.
Отказались рыжики':
- Мы богатые мужики, не повинны на войну идти.
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.
Отказались волнушки:
- Мы господские стряпушки, не идем на войну.
- Приходите вы, опенки, ко мне на войну.
Отказались опенки:
- У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну.
- Приходите, грузди, ко мне на войну.
- Мы, грузди,– ребятушки дружны, пойдем на войну!
Это было, как царь-горох воевал с грибами.
|